Звукосниматели: термины и значения. Словарь.
Опубликовано: 29.01.2015 00:01
Статья периодически обновляется и дополняется. Последнее обновление: 13.03.2019
Перевод, тексты, компиляция - ©2015 - 2019 VladVinyl.Ru, при копировании - ссылка на сайт обязательна.
- 33rpm (33 оборота в минуту)
- 45rpm (45 оборотов в минуту)
- 78rpm (78 оборотов в минуту)
- Anti-skating (антискейтинг, компенсатор скатывающей силы)
- Azimuth (азимут головки звукоснимателя)
- Bonded Diamond ("сварной" алмаз)
- Boron (Бор)
- Cantilever (иглодержатель)
- Cartridge (головка звукоснимателя)
- Channel Balance (баланс каналов)
- Channel Separation (разделение каналов)
- Compliance (гибкость, податливость)
- Connecting (соединение, подключение звукоснимателя)
- Conical (конический - форма заточки алмазных игл)
- Counterweight (противовес)
- Dual Moving Magnet cartridge (звукосниматель с двойным подвижным магнитом)
- Elliptical (эллиптический, овальный - форма заточки алмазных игл)
- Frequency Response (амплитудно-частотная характеристика, АЧХ)
- Half-inch Mount (1/2 дюйма, тип крепления звукоснимателя)
- Headshell, Head Shell (держатель звукоснимателя, хедшелл, шелл)
- Impedance (полное сопротивление)
- Line contact (один из специфических видов эллипсоидной формы заточки алмазных игл)
- Load (нагрузка)
- LP Record (LP-запись)
- Magnetic cartridge (магнитный звукосниматель)
- MC phono input (MC-аудио вход)
- MicroLinear™ (форма заточки алмазной иглы)
- MicroLine™ (форма заточки алмазной иглы)
- Mil (мил, единица измерения)
- MM input (MM-вход)
- Monaural (монофонический)
- Mount (тип крепления звукоснимателя)
- Moving Coil cartridges (звукосниматель с подвижной катушкой)
- Moving Magnet cartridges (звукосниматель с подвижным магнитом)
- Mu-metal (Мю-металл, никелевый сплав)
- Neodymium (неодим, Nd)
- Nude Shank diamond ("чистый алмаз")
- Output Voltage (выходное напряжение звукоснимателя)
- Overhang (выступ, вынос)
- Para-toroidal coil (пара-тороидальная катушка, индуктор)
- Phono Preamp (фонокорректор)
- P-mount (P-тип крепления звукоснимателя)
- Phono Cartridge (головка звукоснимателя)
- Phono input (фоно-вход)
- Pole Piece (полюсной наконечник)
- Radius (радиус)
- Replacement Stylus (сменная игла)
- RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающей промышленности)
- RIAA equalization (RIAA-коррекция)
- RIAA input (RIAA-вход)
- Round Shank (круглый хвостовик алмазной иглы)
- Shellac record (шеллак, грампластинка 78 оборотов)
- SP record ("короткая запись")
- Spherical (сферический, форма заточки иглы звукоснимателя)
- Square Shank (квадратный хвостовик алмазной иглы)
- Step-up Transformer (повышающий трансформатор)
- Stylus Holder (держатель иглы)
- T4P (тип крепления звукоснимателя)
- Tilt (угол поперечного наклона, азимут)
- Tracking Force (прижимная сила)
- Tracking weight (прижимной вес)
- Transient Response (переходная характеристика)
- U-mount (универсальный тип крепления звукоснимателя)
- Vertical Tracking Angle, VTA (вертикальный угол воспроизведения)
- Vinyl (винил)
- VM™ (см. Dual Moving Magnet cartridge)
- Список используемых материалов и литературы
33rpm
33rpm (33 оборота в минуту) – обозначение для 12-ти дюймовых (30,48 см) виниловых пластинок (производятся с 1949 г. по настоящее время), запись на которых должна воспроизводиться со скоростью 33 (точнее 33,33) оборота в минуту (rpm = Rotation Per Minute, англ.)
45rpm
45rpm (45 оборотов в минуту) – так маркируют 7-ми дюймовые виниловые пластинки (года выпуска – с 1949 по настоящее время), запись на которых должна воспроизводиться со скоростью 45 (точнее 45,11) оборотов в минуту.
78rpm
78rpm (78 оборотов в минуту) - так обозначают 10-ти дюймовые граммофонные пластинки из шеллака (годы выпуска - 1925-1950), запись на которые должна воспроизводиться со скоростью 78 (точнее 77,92) оборотов в минуту. Для проигрывания необходима специальная игла.
Anti-skating
Anti-skating (антискейтинг, компенсатор скатывающей силы).
При вращении пластинки, трение между иглой и стенками канавки записи создаёт силу, которая толкает звукосниматель к центру диска. Антискейтинг создает силу, которая тянет тонарм по направлению к внешней кромке диска, чтобы компенсировать это. Из-за того, что звуковые дорожки не имеют постоянной амплитуды, статические компенсаторы никогда полностью не решают проблему. Это вопрос баланса. Плохо настроенный антискейтинг станет причиной звуковых искажений: слишком большая установленная величина будет искажать левый канал во время громких пассажей. В тоже время, если величина установлена слишком маленькая, будет искажаться правый канал.
Кроме того, величина антискейтинга так же зависит от формы иглы звукоснимателя. Для конических игл требуется большая сила компенсации, из-за того, что иглы такой формы создают большую силу трения, чем иглы с меньшей площадью контактной поверхности.
Azimuth
Azimuth (азимут головки звукоснимателя). Угол между поверхностью пластинки и вертикальной осью звукоснимателя. Обратите внимание на разницу между сменными моделями картриджей: некоторые модели, например Audio-Technica серии «Technihard», оснащены регулятором азимута. Эта функция особенно полезна, когда она не обеспечивается тонармом.
Bonded Diamond

Bonded Diamond ("оправленный", "сварной" алмаз). Обозначение относится к иглам, у которых алмазный наконечник приварен (приклеен) на металлический стержень, который уже, в свою очередь, приварен в отверстие иглодержателя. Такая конструкция увеличивает общую массу иглы, что иногда может сказываться на качестве воспроизведения, в сравнении с чисто алмазным наконечником (Nude Diamond) иглы, которая предпочтительней и используется в более дорогих моделях звукоснимателей.
"Технология массового производства таких игл разработана японской фирмой «Огура». Отобранным мелким алмазным зернам хорошего качества придают сферическую форму и покрывают их тонким слоем металла, имеющего большую адгезию с алмазом. Затем металлизированный алмаз приваривают к металлическому стержню, заточенному на конус и имеющему при вершине вогнутость по радиусу сферы алмаза. Последующие операции заключаются в заточке сварной заготовки на конус и последующей доводке алмазного острия до требуемой формы. Сварные иглы по прочности не хуже игл, выполненных целиком из алмаза."
[2]
Boron
Boron (Бор) – это неметаллический химический элемент, получаемый из буры и солей борной кислоты. Его атомный номер 5. Благодаря сочетанию малого веса и твердости, бор используется для изготовления иглодержателей в high-end звукоснимателях. По твердости бор занимает второе место после алмаза (9.5 по шкале Мосса, у алмаза – 10, у алюминия – 3).
Cantilever

Cantilever (иглодержатель) - это часть звукоснимателя в виде тонкой трубки (цельной или полой), к одному концу которой крепится алмазная игла, и которая передаёт колебания иглы на другой конец трубки, где размещены магниты (в случае звукоснимателя MM-типа) или катушки индуктивности (в случае звукоснимателя MC-типа). Иглодержатели изготавливают из различных материалов: алюминий, сапфир, бериллий, бор и т.д. Чем материал легче и тверже, тем лучше.
Cartridge
Cartridge (головка звукоснимателя) – это датчик-преобразователь, используемый для воспроизведения грампластинок. Головка звукоснимателя преобразует механическую энергию вибрации от перемещения иглы в канавке записи в электромагнитный сигнал, который усиливается, а затем обрабатывается, записывается или воспроизводится через звуковую систему.
Channel Balance
Channel Balance (баланс каналов) - это способность преобразователя одинаково воспроизводить левый и правый каналы. Баланс каналов важная характеристика звукоснимателей, она обозначает возможную разницу уровней сигнала на выходе левого и правого каналов и измеряется в децибелах. Звукосниматель с идеальным уровнем баланса будет воспроизводить любой моно-сигнал на одном уровне в обоих каналах, такой баланс каналов равен 0 дБ.
Дисбаланс каналов может быть результатом воздействия нескольких факторов, независящих от самого звукоснимателя: механические факторы, включающие неправильные настройки азимута; неправильная установка тонарма и/или звукоснимателя в держателе; неправильная настройка антискейтинга. Другими причинами дисбаланса каналов, вне зависимости от картриджа и проигрывателя, могут быть неправильно подобранные кабели, компоненты системы, такие как стерео усилитель, акустические системы, позиционирование динамиков и/или акустика помещения.
Channel Separation
Channel Separation (разделение каналов). Разделение каналов звукоснимателя - это способность преобразователя воспроизводить сигнал только в левом канале в то время, когда сигнал есть только в левом канале канавки грампластинки и наоборот. Величина разделения каналов зависит от частоты звука. Обычно в характеристиках звукоснимателей указано значение разделения каналов на частоте 1 кГц. Высокое значение разделения каналов способствует получению качественного стереозвука.
Compliance
Compliance (гибкость, податливость) - это понятие, обратное жесткости. Каждый звукосниматель работает как подвеска-амортизатор. Картридж, с высоким уровнем податливости, больше подходит для лёгких тонармов, с низким уровнем – для тяжёлых. Не существует идеального значения податливости, сочетание податливости звукоснимателя и эффективной массы комбинации тонарм/звукосниматель - определяет резонансную частоту тонарма. Для оптимального результата, частота должна быть в диапазоне 9-13 кГц.
Частота рассчитывается по формуле: rf = 159 / sqrt [(эффективная масса) x (податливость)]
Connecting

Connecting (соединение, подключение звукоснимателя). Для установки звукоснимателя, соедините четыре контакта звукоснимателя с соответствующими входами на конце держателя. Контакты обычно имеют цветовую кодировку и обозначены следующим образом:
- левый канал: белый;
- земля левого канала: голубой/чёрный;
- правый канал: красный;
- земля правого канала: зелёный.
Conical

Conical (конический). Форма заточки алмазных игл, так же ее иногда называют сферической из-за формы наконечника. Игла конической формы является наиболее простой в изготовлении, поэтому недорогой и популярной.
Counterweight
Counterweight (противовес). Груз на конце тонарма, используется для настройки прижимной силы звукоснимателя (Tracking Force).
Dual Moving Magnet cartridge

Dual Moving Magnet cartridge (звукосниматель с двойным подвижным магнитом). Запатентованная компанией Audio-Technica конструкция звукоснимателя с двойным подвижным магнитом. Такая конструкция позволяет достичь более точного считывания и разделения каналов, дающее высокое качество стереозвука по всему спектру.
Elliptical

Elliptical (эллиптический, овальный) - форма заточки алмазных игл. Эллиптическая игла производится на основе конической с добавлением двух срезов, в целях увеличения площади контакта со стенками канавки грамзаписи.
Эллиптические иглы более точно следуют за модуляцией звуковой дорожки, чем конические иглы. Имеют более хорошие частотные и фазовые характеристики, меньший уровень искажений, особенно на внутренних дорожках пластинки.
Frequency Response
Frequency Response (амплитудно-частотная характеристика, АЧХ) – это количественно-измеряемая характеристика спектра звукового сигнала на выходе звукоснимателя. Показывает величину амплитуды выходного сигнала, в зависимости от его частоты на входе, обычно измеряется в децибелах. Для измерения АЧХ звукоснимателя, входной сигнал должен быть постоянной амплитуды с частотой, изменяемой через всю полосу пропускания (используются измерительные пластинки).
Half-inch Mount

Half-inch Mount (1/2 дюйма, тип крепления звукоснимателя). Наиболее распространённый тип звукоснимателей. На задней части звукоснимателя расположено 4 контакта, которые подключаются к аналогичным контактам держателя (хэдшелла) при помощи 4х проводков. Сам звукосниматель фиксируется на держателе при помощи двух винтов, расположенных в полудюйме друг от друга.
Headshell, Head Shell



Headshell, Head Shell, Head-Shell (держатель звукоснимателя, хедшелл, шелл) - это часть тонарма проигрывателя пластинок, на которую крепится звукосниматель (картридж).
Звукосниматель, как правило, устанавливается на площадку держателя с помощью пары 2,5 мм болтов (также см. Half-inch Mount, U-mount).
Держатели можно разделить на съёмные, не съёмные и интегрированные со звукоснимателем.
Далее рассматриваются только съёмные держатели.
Съёмные держатели можно разделить на держатели для тонармов J и S-формы и для прямых тонармов. Держатели этих двух типов различаются формой и размерами и несовместимы между собой.
Держатели для тонармов J и S-формы - наиболее распространённый тип (см. рис.1). Для крепления к тонарму, большинство из них, имеют, ставший стандартом, H-4 байонетный разъём, так же называемый, как соединение SME-типа. Стандартный байонентый разъём H-4 имеет диаметр 8 мм, длину 12 мм и 4 контакта, подключаемых с внутренней стороны к цветокодированным контактам звукоснимателя.
Прямые тонармы со съёмными держателями не имеют общепринятого стандарта на разъём, как тонармы S-формы.
Наиболее распространены прямые тонармы с держателями ADC-типа: разъём вставляется внутрь трубки тонарма, в разъёме 7 отверстий, 4 из них контактные, 3 - для фиксации разъёма, иногда держатель фиксируется на тонарме винтом, см. рис.2.
Также встречаются прямые тонармы и со стандартным H-2 байонетным разъёмом (см. рис.3, шелл для Denon DP-300F).
Остальные виды разъёмов можно условно назвать полу-универсальными. Иногда, при внешнем сходстве держателей, разводка контактов разных производителей может отличаться. Поэтому перед покупкой/заменой держателя желательно предварительно свериться с документацией на ваш проигрыватель.
Большинство держателей делают из алюминия. Более высокотехнологичные шеллы изготавливают из специальных сплавов для достижения лучшей связи между картриджем и тонармом, чтобы свести к минимуму вредные резонансы, губительные для верности воспроизведения.
Impedance
Impedance (полное сопротивление) — сопротивление току входного сигнала, оказываемое электронной схемой или компонентом.
Полное выходное сопротивление электронного устройства - это полное сопротивление его внутренних цепей, которое "видит" любое устройство, подключенное к его выходу.
Полным входным сопротивлением электронного устройства является сопротивление, которое "видит" любой источник, подключенный к его входу.
Входное полное сопротивление фонокорректора (предусилителя) и выходное сопротивление звукоснимателя должны быть согласованы для достижения оптимального звучания.
Рассогласование сопротивлений будет работать как фильтр и ухудшит качество звука, cделает его приглушенным или резким. Общее правило гласит, что входное сопротивление вашего фонокорректора (также называемое, как сопротивление нагрузки вашего звукоснимателя) должно в 10 раз превышать выходное сопротивление звукоснимателя (также называемое сопротивлением источника).
Line contact

Line Contact (один из специфических видов эллипсоидной формы заточки алмазных игл). Такая форма заточки алмазной иглы используется в картриджах high-end уровня. Алмазный наконечник такой формы позволяет достичь площади контакта 50-75 мкм2. Эта форма похожа на другой вид заточки алмаза, известный как «Шибата» (Shibata).
Load
Load (нагрузка). При соединении с фонокорректором звукосниматель образует RLC - систему (резистор, катушка, конденсатор) которая работает как резонансный фильтр, подчеркивая определенные частоты при одновременном снижении других. Для достижения большей линейности АЧХ некоторые производители предоставляют возможность настройки этих параметров (ёмкости, входного сопротивления и т.д.). Управление этими параметрами при настройке фонокорректора позволяет достичь более высокого качества звучания.
LP Record
LP Record (LP-запись). Аббревиатура LP расшифровывается как «долгоиграющая». Обычно, так обозначают стандартные пластинки записанные на 33х оборотах. Представленный в 1948 году компанией Columbia Records, он был принят в середине 50-х как новый стандарт для вcей звуко-записывающей индустрии. В середине 60-х он приобрел стереофоническое звучание и до сих пор остается стандартным форматом для виниловых записей.
Magnetic cartridge
Magnetic cartridge (магнитный звукосниматель). См. Cartridge.
MC phono input
MC phono input (MC-аудио вход). MC расшифровывается как подвижная катушка (moving coil). Наличие аббревиатуры MC в характеристиках аудио-входа предусилителя или усилителя означают, что характеристики этих устройств, в частности входящее сопротивление, усиление звукового сигнала и частотная коррекция позволяют вам использовать звукосниматель с подвижной катушкой, подключив его к этому входу.
MicroLinear™
MicroLinear™ - (форма заточки алмазной иглы, см. MicroLine™). Особая форма алмазной иглы, относящаяся к "хребтообразной группе" форм.
MicroLine™

MicroLine™. Это торговая марка компании Audio-Technica, обозначающая линейку игл с MicroLinear - "хребтообразными" наконечниками игл. Такая форма наконечника позволяет достичь контактной площади около 115 мкм2. Эта форма наконечника иглы похожа на другие формы, известные как SAS, Dynavector или Namiki.
Mil
Мил (англ. mil, сокр. от mille — тысячная доля) — единица измерения расстояния в английской системе мер, равная 1⁄1000 дюйма. Обычно, радиус кончика иглы звукоснимателя изготовитель указывает в этой единице измерения.
1 мил = 1⁄1000 дюйма = 0,0254 мм = 25,4 микрометра.
См. так же: Radius.
MM input
MM input (MM-вход). ММ расшифровывается как звукосниматель с подвижным магнитом (Moving Magnet): аббревиатура MM означает, что входной каскад предусилителя способен обработать выходной сигнал от звукоснимателя с подвижными магнитами, а так же то, что входящее сопротивление ММ-входа подходит для исходящего сопротивления ММ-звукоснимателей.
Mount
Mount (тип крепления звукоснимателя). См. Half-inch Mount, P-mount, U-mount.
Monaural
Monaural (монофонический). Монофоническое звуковоспроизведение (так же называемое "моно") – это одноканальная аудиозапись или воспроизведение. Стереозапись сменила монофоническую в середине 60-х. Пластинки на 78 rpm и виниловые записи, сделанные в период с 1952 по 1960 - монофонические. Стереозапись на виниловых пластинках была представлена только в 1958 году.
Moving Coil cartridges
Moving Coil cartridges (звукосниматель с подвижной катушкой, МС cartridge). Конструкция МС представляет собой миниатюрный электромагнитный генератор, но в противовес ММ конструкции (звукосниматель с подвижными магнитами) две катушки прикреплены к иглодержателю (подвижной части) и двигаются в поле действия постоянного магнита. Катушки в такой конструкции значительно меньше, чем в MM-звукоснимателе , и изготовлены из тонкой медной проволоки. В результате получается низкое выходное сопротивление и низкий выходной сигнал, но с другой стороны, малый вес позволяет достичь лучшей реакции и более детального воспроизведения. Картриджи с подвижными катушками – крайне небольшие прецизионные приборы и, как следствие, они значительно дороже. Тем не менее, их предпочитают аудиофилы из-за объективно и субъективно лучшего качества воспроизведения.
Moving Magnet cartridges
Moving Magnet cartridges (звукосниматель с подвижным магнитом, MM cartridge). Конструкция ММ представляет собой миниатюрный электромагнитный генератор, но в отличии от МС-конструкции (звукосниматель с подвижной катушкой), на конце иглодержателя расположены два постоянных электромагнита. Эти магниты, расположенные между двумя наборами фиксированных катушек, и образуют электромагнитный генератор. Вибрации магнитов, в ответ на движение иглы в канавке записи, вызывают генерацию тока в катушках.
Mu-metal
Mu-metal (Мю-металл, никелевый сплав) – это тип никеле-железного сплава, отличающегося высокой степенью магнитной проводимости. Это особенность позволяет использовать мю-металл для экранирования от электростатических и магнитных полей. Мю-металл часто используют для защиты преобразователей со слабым током, например, входящий предусилитель микрофона, повышающие трансформаторы для МС-звукоснимателей.
Несколько моделей звукоснимателей от Audio-Technica используют защитное поле мю-металла между левым и правым секциями звукоснимателя в целях улучшения разделения каналов.
Neodymium
Neodymium (неодим, Nd) – металл, используемый в качестве компонента в сплавах для повышения прочности и мощности постоянных магнитов (неодимовые магниты). Эти магниты широко используются в аудио-индустрии, например, в микрофонах, профессиональных акустических системах, наушниках-вкладышах, т.е. там, где необходимо сочетание сильного магнитного поля и малого веса.
Nude Shank diamond

Nude Shank diamond ("чистый алмаз"). Обозначение относится к иглам, у которых алмазный наконечник состоит из единого куска (кристалла) алмаза и вклеен сразу в отверстие иглодержателя.
Такая конструкция, в отличии от Bonded diamond ("сварной" алмаз), уменьшает общую массу иглодержателя-иглы и обеспечивает лучшее качество воспроизведения, вследствие того, что сигналу не нужно преодолевать два различных материала. Чаще всего, Nude Shank используют в дорогих моделях звукоснимателей из-за высокой стоимости его производства.
Output Voltage
Output Voltage (выходное напряжение звукоснимателя). Это амплитуда колебаний электрического сигнала (измеряемая в мВ), которую звукосниматель генерирует при считывании записи (с частотой, определённой стандартом, например 1 кГц).
Выходное напряжение – это основная характеристика, например, для аудиовыхода предусилителя, используемого для подключения звукоснимателя. Выходное напряжение может варьироваться от 0,1 мВ в маломощных моделях MC-звукоснимателей, до 5 мВ и больше в MM- звукоснимателях. Таким образом, разница может быть более чем в 30 дБ, что важно при выборе предусилителя, например, есть у него повышающий трансформатор для MC или нет.
Overhang

Overhang (выступ, вынос). В случае, когда звукосниматель устанавливается на съёмный держатель (шелл), иногда требуется отрегулировать положение звукоснимателя, буквально на несколько миллиметров, для правильного расположения иглы относительно касательной к канавке записи. Старые модели тонармов обеспечивали такую регулировку. Большинство современных тонармов не предусматривают такой возможности. В этом случае очень важно иметь возможность отрегулировать на держателе звукоснимателя расстояние между точкой контакта иглы с пластинкой и осью опоры тонарма.
Para-toroidal coil
Para-toroidal coil (пара-тороидальная катушка, индуктор). Компания Audio-Technica использует пара-тороидальные катушки в своих самых совершенных MM-звукоснимателях. Это обеспечивает лучшее разделение и балансировку каналов, улучшает переходные характеристики. Пара-тороидальные индукторы – это пассивные электронные компоненты, широко используемые в конструкциях трансформаторов. Катушки с замкнутым сердечником создают более высокое электромагнитное поле и, как следствие, имеют более высокий уровень индукции и добротности, чем аналогичные катушки с обычным сердечником. Преимущество тороидальной формы в том, что из-за ее симметрии, величина магнитного потока за пределами сердечника (рассеяние магнитного потока) минимальна, поэтому она излучает меньше электромагнитных помех для расположенных рядом цепей или оборудования.
Phono Preamp
Phono Preamp (фонокорректор) - это предварительный усилитель с одним или несколькими аудио-входами, способными обрабатывать выходные сигналы головки звукоснимателя. В отличии от “стандартных” предусилителей с линейными входами, таких как микрофонный предусилитель, фонокорректор обеспечивает необходимый коэффициент усиления, соответствие входного сопротивления - выходному сопротивления звукоснимателя, а так же частотную коррекцию, необходимую для восстановления исходного сигнала, который считывает головка звукоснимателя с пластинки. В случае виниловых записей, коррекция обычно - RIAA.
P-mount

P-mount (P-тип крепления звукоснимателя). Звукосниматели с таким типом крепления так же иногда обозначают, как T4P картриджи. У звукоснимателя с Р-типом крепления на задней части расположены 4 контакта, которые просто вставляются в терминалы в тонарме. Сам звукосниматель фиксируется на конце тонарма при помощи одного винта.
Звукосниматели P-типа просты в установке и не требуют настройки расположения на тонарме.
Следует понимать, что звукосниматель c P-типом крепления может быть установлен только на P-тип тонарм.
Они могут быть установлены на обычный полудюймовый держатель, но для этого потребуется специальный адаптер (см. U-mount).
Phono Cartridge
Phono Cartridge (головка звукоснимателя) - см. Cartridge.
Phono input
Phono input (фоно-вход) вход фонокорректора (отдельного или встроенного в полный усилитель) для подключения головки звукоснимателя проигрывателя грампластинок. Представляет собой пару входных разъемов (L&R – левый и правый каналы).
Pole Piece
Pole Piece (полюсной наконечник) – это конструкция из материала с высокой проводимостью, которая служит для направления магнитного поля, создаваемого магнитом.
Radius
Radius (радиус). Радиус кончика иглы звукоснимателя измеряется в mil (тысячные доли дюйма) или в μm, мкм (микрометр, 10 в минус 6-ой степени метра). Игла с конической заточкой наконечника имеет один радиус, который обычно варьируется между 0.5-0.7 mil для виниловых пластинок (2, 2.5, 3 или 3.5 mil для грампластинок из шеллака). Эллиптический наконечник имеет два радиуса (R1 и R2) – передний и боковой. Обычно они варьируются в пределах 0.2 х 0.7 mil. Из-за сложной формы наконечника выполненного по формам Line Contact и MicroLine™ измерение его радиуса не всегда точно.
Replacement Stylus
Replacement Stylus (сменная игла). Иглы, входящие в комплект звукоснимателей с подвижными магнитами (MM) могут быть заменены. Когда алмаз изношен (около 600 – 1000 часов проигрывания) или в случае повреждения иглодержателя иглу необходимо заменить. Стоимость сменной иглы составляет около 60-80% от стоимости комплектного звукоснимателя (зависит от типа алмазного наконечника). В таких случаях имеет смысл, не только с экономической точки зрения, но и чтобы избежать дополнительной работы по настройке, заменять только иглу, вместо всего звукоснимателя.
RIAA
RIAA (Recording Industry Association of America) – Американская ассоциация звукозаписывающей промышленности, организация регулирующая рынок звукозаписи в Соединенных Штатах. Первые стандарты, выпущенные RIAA, включали в себя кривую частотной коррекции, форму и размер канавки стерео-записи, длительность записей.
RIAA equalization

RIAA equalization (RIAA-коррекция) – это спецификация параметров записи и воспроизведения грампластинок. Цель коррекции состоит в увеличении времени звучания, улучшении качества звука и уменьшении риска повреждения канавки во время воспроизведения. RIAA-коррекция – это одна из форм предискажения на этапе записи и обратного преобразования сигнала на этапе воспроизведения. При записи происходит снижение низких частот и усиление высоких, при воспроизведении происходит обратный процесс.
RIAA input
RIAA input (RIAA-вход) - (так же см. Phono input, RIAA). Вход предусилителя (фонокоррректора), обеспечивающий RIAA-коррекцию. Примечание: большинство грампластинок на шеллаке на 78 оборотов в минуту, вышедших после 1942 г., могут быть воспроизведены с RIAA-коррекцией, но тем не менее, рекомендуется уточнить тип коррекции, использованный на данной пластинке.
Round Shank

Round Shank (круглый хвостовик). Используется для обозначения формы “хвостика” иглы, которым игла вставляется в отверстие иглодержателя. Круглая форма используется в тех случаях, где нет необходимости, или она минимальна, в точном позиционировании алмаза иглы (коническая, эллиптическая).
Shellac record
Shellac record (шеллак, грампластинка 78 оборотов) – это пластинка, записанная на 78 оборотах или SP (короткая запись).
SP record
SP record ("короткая запись"). SP – это сокращение для Short Play (короткая запись), обозначающее шеллаковые грампластинки, записанные на 78-ми оборотах, в противовес LP (Long Play – "длинная запись"), обозначающая современные виниловые пластинки, записанные на 33 1/3 оборотах.
Spherical
Spherical (сферический, форма заточки иглы звукоснимателя) - см. Conical.
Square Shank

Square Shank (квадратный хвостовик). Производство игл с квадратным хвостовиком дороже, чем с круглым (см. Round Shank), но их монтаж, в вырезанном лазером отверстии в иглодержателе, фиксирует их в правильном положении, относительно канавки грамзаписи. Именно поэтому, данную форму хвостовика используют тогда, когда необходимо точное положение иглы (формы заточки Line Contact, MicroLine™).
Step-up Transformer

Step-up Transformer (повышающий трансформатор). MC-звукосниматель имеет низкое выходное напряжение (как правило, ниже 1 мВ), так и низкое выходное сопротивление, по сравнению с MM-звукоснимателем. Роль повышающего трансформатора состоит в том, чтобы повысить выходное напряжение и в то же время согласовать сопротивление между вашим звукоснимателем и предусилителем. Т.е. MC-звукосниматель через такой трансформатор можно включить в MM-вход усилителя-корректора.
"Зачем использовать трансформатор?
Искажения, которые вносит аудио-трансформатор имеют абсолютно другую природу, чем искажения от транзисторного усилителя.
Гармонические искажения трансформатора наибольшие на низких частотах и стремительно уменьшаются при росте частоты сигнала, тогда как в транзисторных усилителях искажения обычно равномерно распределены по всему звуковому спектру.
Что еще более важно, интермодуляционных искажений, как правило, меньше в трансформаторах, чем в транзисторных усилителях.
В результате получается, что, искажения, вносимые трансформатором гораздо более "мягкие", чем искажения, вызванные транзисторным усилителем.
Это объясняет, почему когда картридж с подвижной катушкой используется с хорошим трансформатором, получается такой чистый звук с объёмной сценой и удивительным разделением музыкальных инструментов.
Единственный недостаток трансформаторов - это их цена." [4]
Stylus Holder
Stylus Holder (держатель иглы). Пластиковая часть сменной иглы, которая соединяет между собой иглодержатель и подвижный элемент преобразователя. В звукоснимателях с подвижными магнитами заменяемая игла крепится к корпусу звукоснимателя.
Tilt

Tilt (угол поперечного наклона, азимут). В данном случае, имеется в виду угол между поверхностью записи и вертикальной осью звукоснимателя. Для достижения оптимального баланса каналов этот угол должен составлять 90 градусов.
Tracking Force
Tracking Force (прижимная сила). Для воспроизведения виниловых пластинок игла должна иметь хороший контакт со стенками канавки звукозаписи.
Излишняя прижимная сила будет способствовать быстрому износу иглы и не гарантирует качественного следования неровностей канавки записи.
Производитель обычно указывает диапазон рекомендуемой прижимной силы для каждого звукоснимателя в граммах.
Недостаточный уровень прижимной силы может гораздо чаще приводить к повреждению стенок канавок записи, чем уровень, установленный на максимуме рекомендованного диапазона. В этом случае звукосниматель теряет контакт с канавкой , «прыгает», что приводит к повреждениям в то время, когда он пытается вернутся в канавку.
Tracking weight
(прижимной вес). См. Tracking Force.
Transient Response
Transient Response (переходная характеристика) – это поведение системы во время смены сигнала с одной величины на другую заданную более высокую величину.
Время нарастания (время, которое требуется для изменения сигнала) и выброс (превышение установленного значения) - являются одними из самых важных характеристик, входящих в определение – переходная характеристика.
Преобразователь, имеющий хорошую переходную характеристику, позволяет точно и в реалистичной манере воспроизвести острые музыкальные переходы с быстрыми атаками.
В виниловой записи сигнал представлен в виде канавки, звукосниматель трансформирует механические колебания записи в электрический ток и переходная характеристика непосредственно отвечает за то, насколько быстро звукосниматель способен реагировать на быстрые изменения звукового сигнала, записанного в канавках пластинки.
Переходная характеристика движущихся частей, таких как иглодержатель/игла/подвеска, движение которых должно быть контролируемым во избежание паразитических колебаний, так же является показателем качества реагирования. Способность системы после изменения возвращаться в прежнее состояние так же важна.
U-mount

U-mount (универсальный тип крепления звукоснимателя). Универсальный тип крепления – это Р-тип (P-mount), с включенным в набор полудюймовым переходником. Таким образом, этот тип крепления совместим как с Р-типом так и с полудюймовым (Half-inch Mount).
Например, звукосниматели компании Audio-Technica AT311EP и AT300P изначально имеют Р-тип крепления, но могут быть использованы и в полудюймовом креплении при помощи специального переходника P20020.
Vertical Tracking Angle

Vertical Tracking Angle, VTA (вертикальный угол воспроизведения). См. рисунок. Pivot point – центральная точка, vertical tracking angle - вертикальный угол скольжения.
Вертикальный угол воспроизведения – это угол между поверхностью пластинки и осью, проходящей через центральную точку иглодержателя и точку контакта иглы с пластинкой.
Обычно, требуемый угол обеспечивается при параллельности верхней плоскости звукоснимателя поверхности пластинки. Регулировка производится изменением высоты тонарма (в точке крепления оси тонарма).
Vinyl
Vinyl (винил) - для большинства людей ассоциируется с 12ти дюймовыми пластинками на 33 1/3 оборота. Слово "винил" произошло от химической формулы материала, используемого для производства пластинок – винилхлорида. Основное применение этой формулы в промышленности – это ПВХ (поли-винил-хлорид), пластмасса более известная, как винил.
VM™
Список используемых материалов и литературы
- 1. Основной список статей взят из Cartridge Glossary (http://eu.audio-technica.com/en/products/cartridges/glossary.asp).
- 2. Аполлонова Л.П., Шумова Н.Д. Механическая звукозапись (изд. Энергия, 1978).
- 3. The World of DJs and the Turntable Culture. Hal Leonard Corporation. 2003.
- 4. Moving Coil Step-Up Transformers Explained (http://www.rothwellaudioproducts.co.uk/html/mc_step-up_transformers_explai.html).
Перевод, тексты, компиляция - ©2015 - 2019 VladVinyl.Ru